28 февраля 2004 г.

Постановление об изъятии земель Лагонакского нагорья из состава Кавказского заповедника незаконно

(Прокуратура Республики Адыгея направила Представление Кабинету Министров РА об устранении нарушений природоохранного законодательства)

Прокуратура Республики Адыгея (РА) провела проверку природоохранного законодательства относительно правомочности издания 8.12.2003г. Кабинетом Министров РА Постановления #343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка". Как уже сообщалось, этим Постановлением Кабинет Министров РА сделал попытку выведения из состава Кавказского биосферного заповедника плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива. По результатам проведенной проверки 25 февраля 2004 года Прокуратура РА направила в Кабинет Министров РА Представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. В Представлении сказано, что постановление #343 не соответствует требованиям федерального законодательства. Данный вывод в Представлении предельно конкретно обоснован. (Полный текст Представления прилагается.)

Прокуратура РА "предлагает" Кабинету Министров РА:

  1. Рассмотреть настоящее представление на ближайшем его заседании и принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствовавших.
  2. Отменить постановление # 343 как не соответствующее требованиям федерального законодательства.

Таким образом, Прокуратура РА в очередной раз отчетливо выступила в защиту государственных интересов и указала властным структурам Адыгеи на превышение ими их компетенции в вопросах определения границ Кавказского заповедника, территория которого является федеральной собственностью.

К сожалению, факты говорят о том, что для властных структур Адыгеи соблюдение требований российского законодательства мало что значит. Это стало для них нормой и они, скорее всего, в очередной раз будут игнорировать требования Прокуратуры РА и пытаться как- либо их обойти. История о том, как Кабинет Министров РА принял Постановление #343 через несколько дней, после того как было отменено в результате судебного решения по иску Прокуратуры подобное ему предыдущее – достойна включения в какую-нибудь хрестоматию местечкового правового беспредела. Будет не удивительно, если власти Адыгеи и в дальнейшем будут действовать согласно этой порочной антиправовой практике.

Тем не менее, в целом ситуация складывается не в пользу адыгейских властей и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Республике Адыгея. Это Управление, в нарушение своих функций и федеральной подчиненности, является самым рьяным проводником курса на полное и бесповоротное изъятие Лагонакского нагорья из состава Кавказского заповедника.

2 марта 2003 года состоится второе заседание Арбитражного суда РА по иску Майкопской городской организации ВООП к Кабинету Министров РА, которое может стать решающим в споре, кому принадлежит Лагонакское нагорье. Прокуратура РА также будет участвовать в этом судебном заседании. Это редкое для нынешних времен объединение усилий экологической общественности и Прокуратуры в целях сохранения уникальных природных комплексов и в защиту государственных интересов должно привести к победе закона над беззаконием.


ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Кабинет Министров Республики Адыгея

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений природоохранного законодательства

Прокуратурой Республики Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Кабинетом Министров Республики Адыгея (далее – КМ РА) при издании постановления #343 от 08.12.2003г. "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка".

Проверкой установлено, что данное постановление не соответствует требованиям федерального законодательства, а намеченные им мероприятия проводятся с нарушением установленного порядка и процедур.

Так, п.1 данного постановления КМ РА признаются утратившими силу решение исполкома Совета народных депутатов Адыгейской АО от 26.01.1990г. #20 "О передаче Кавказскому государственному биосферному заповеднику (далее – КГПБЗ) Фишт-Оштенского массива и хребта Джигурсан" и постановления Правительства РА от 13.08.1992г. # 34 "О передаче Кавказскому государственному биосферному заповеднику высокогорного пастбища Лаго-Наки". При этом, в соответствии с п.2 постановления, природный парк предполагается создать именно на этих вновь высвобождаемых земельных участках. Между тем, указанные правовые акты органов исполнительной власти РА 1990-92 г.г. касаются вопросов предоставления земельных массивов, ранее входивших в государственный земельный запас Майкопского района, то есть, направлены на установление (изменение) вещных прав в отношении данных земельных участков. В связи с этим, их односторонняя отмена является незаконной, поскольку в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, ч. 3 ст. 45 ЗК РФ изъятие земельных участков, а именно это и производится оспариваемым постановлением, возможно только через суд в случаях, установленных законодательством.

Кроме того, в соответствии с постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2001г. по делу об оспаривании актов органов исполнительной власти РА 1990-92 г.г. по вопросу предоставления земель КГПБЗ в районе плато Лаго-Наки, в удовлетворении требований администрации Майкопского района было отказано за пропуском сроков исковой давности. Данное обстоятельство означает, что отмена данных актов по признаку нарушения установленного порядка передачи земель заповеднику является невозможной и КГПБЗ выступает субъектом вещных прав на данные земли.

При этом ссылки на недооформленность землеустроительных документов являются необоснованными, поскольку согласно ч. 2 ст. 45 ЗК РФ данное обстоятельство не может являться основанием изъятия земельного участка. Кроме того, наличие акта государственного органа и фактическое вступление в осуществление вещного права (в частности, территория плато Лаго-Наки, в соответствии с Положением о КГПБЗ включена в состав биосферного полигона заповедника) в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 268 ГК РФ являются вполне достаточными, чтобы считать КГПБЗ имеющим право на соблюдение в отношении него подобного рода процедуры. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ)" запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Помимо этого, необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 8 этого же ФЗ расширение территории государственных природных заповедников должно производится в настоящий момент на основании постановления Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению данных органов и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Данный порядок существовал и при ранее действовавшем законодательстве, за исключением того, что в период с 1991 г. по 1993 г. субъекты РФ имели право передавать земли заповедникам самостоятельно, но с последующим вынесением постановления Правительства РФ об их закреплении за данными заповедниками.

В связи с этим, ранее принятые акты органов исполнительной власти РА 1990-92г.г. по вопросу выделения необходимо, в том числе и сейчас, расценивать как закрепленное в указанной выше правовой норме согласие Республики Адыгея на отнесение части ее территории на плато Лаго-Наки к объектам федеральной собственности и закреплении ее за КГПБЗ, которое не может быть аннулировано простым принятием нового правового акта, поскольку это не предусмотрено процедурой расширения территории заповедников. Таким образом, КМ РА следовало выполнить требования ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об ООПТ" и направить соответствующее представление в Правительство РФ со всеми материалами и согласованиями, отразив в отдельном правовом акте свою нынешнюю позицию по вопросу передачи земель КГПБЗ и указанием на территории, которые, по мнению КМ РА, представляется нецелесообразным передавать в заповедник в новой экономической ситуации.

Соответственно, вопрос о том, какие именно территории необходимо оставить в заповеднике, а какие – нет, должен решаться на уровне Правительства РФ, а не КМ РА, с учетом результатов государственной федеральной экологической экспертизы и последующим отражением данного решения в постановлении Правительства РФ о расширении территории КГПБЗ.

Следовательно, изданием оспариваемого постановления КМ РА нарушил процедуру не только прекращения права постоянного (бессрочного) пользования КГПБЗ земельными участками на плато Лаго- Наки, установленную гражданским законодательством, но и процедуру решения вопроса о расширении территории КГПБЗ, предусмотренную природоохранным законодательством. Нельзя создавать ООПТ регионального уровня (природный парк) путем изъятия территорий, предусмотренных для расширения ООПТ федерального уровня (государственный природный биосферный заповедник).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ПРЕДЛАГАЮ:

  1. Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании КМ РА, принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствовавших.
  2. Отменить постановление КМ РА # 343 от 08.12.2003г. "О мерах по созданию на территории РА природного парка" как не соответствующее требованиям федерального законодательства.
  3. Возобновить в установленном порядке процедуру передачи земель КГПБЗ, с учетом новой позиции КМ РА.
  4. О результатах рассмотрения представления в кратчайшие сроки, но не позднее месячного срока сообщить в письменной форме в прокуратуру Республики Адыгея.

Заместитель прокурора Республики Адыгея
старший советник юстиции М.Х. Шебзухов


Источник: Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу