27 февраля 2004 г.

МПР россии незаконно торгует федеральной собственностью!

(Попытка отторжения Лагонакского нагорья от Кавказского заповедника делается с санкции Министерства природных ресурсов РФ)

В ходе начавшихся судебных разбирательств по оспариванию Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея (РА) #343 от 08.12.2003г. всплыли интересные факты. Эти факты говорят об активной роли в процессах, направленных на отторжение от Кавказского биосферного заповедника части его законной территории, федерального природоохранного ведомства - Министерства природных ресурсов РФ.

Президент Республики Адыгея Хазрет Совмен обратился в Правительство РФ по вопросу "использования в хозяйственных и рекреационных целях" территории Лагонакского нагорья. И в январе 2004 года в адрес Кавказского заповедника и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РА были направлены директивные письма за подписью заместителя Министра природных ресурсов России Кирилла Янкова. В этих письмах заместитель министра фактически приказывает отдать Адыгее земли, которые она требует. Цитата из его письма: "уточнение границ должно быть проведено таким образом, чтобы к землям заповедника были отнесены участки, имеющие особое природоохранное значение, а вне границ заповедника остались участки, необходимые Республике Адыгея для реализации задач по развитию туризма и горнолыжного спорта". Т.е., поделите заповедную территорию на "нужную" и "ненужную", что-нибудь себе оставьте, а остальное отдайте в распоряжение властей Адыгеи. Отдельное письмо К.Янков направил лично Х.Совмену с заверением, что меры приняты. Готовность отдать Адыгее заповедные земли заместитель министра дипломатично называет "уточнением границ Кавказского заповедника".

"Уточнить границы заповедника" заместитель министра готов за счет территории Лагонакского нагорья площадью около 17 тысяч гектаров. Это совершенно уникальная по научной, природоохранной и рекреационной значимости территория. Для условий организации заповедников в Европейской части России утрата Лагонакского нагорья равносильна потере Окского, Приокско-Террасного и Центрально-Черноземного заповедников, вместе взятых. Экологический ущерб для России и моральный ущерб для всей заповедной системы вообще не поддается оценке. Кирилл Янков стал связующим звеном между намерениями вышестоящего над ним министра Виталия Артюхова и нижестоящего Руководителя Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РА Георгия Козменко. Козменко, как говорят, пристегнутый на коротком поводке к Президенту Адыгеи своими неблаговидными делишками, и министр Артюхов решили подсобить знатному золотопромышленнику Х.Совмену в приобретении еще одного Клондайка, так как, по собственному выражению Президента Адыгеи, вся республика и так его прииск (республиканская газета "Советская Адыгея" от 7 февраля 2004г.). Только вот незадача, новый прииск оказался в составе земель Кавказского заповедника, и является федеральной собственностью. Поэтому и понадобилась руководителю 01-го региона помощь федерального министра, командующего заповедной системой.

Г.Козменко, следуя своим внутренним побуждениям, не исключающим, по моему мнению, фактора его личной неприязни к самому факту существования Кавказского заповедника и к людям, которые там работают, предельно рьяно взялся за передел федеральных земель, составляющих основу национального богатства страны. Он пошел дальше своего московского шефа, полностью встав на позицию адыгейских властей - Лагонаки принадлежат только Адыгее! Это ярко проявилось при подготовке постановления #343, где на листе согласований его подпись стоит первой, во время совещания по вопросу "уточнения границ заповедника" в Кабинете Министров РА, где он жестко настаивал на передаче Адыгее всей территории Лагонакского нагорья, в ходе судебного заседания 18 февраля в Верховном суде Республики Адыгея, где официальный представитель Управления, начальник юридической службы З.Барчо, следуя наставлениям своего руководителя, заявил по поводу Всемирного Природного Наследия буквально следующее: "Пусть иностранцы нам не указывают, Лагонаки - это наша земля и мы сами знаем, как ее охранять".

Действуя так - в полном противоречии со своими должностными обязанностями по охране природы и защите федеральных интересов, Козменко совершенно спокоен, раз на такой же позиции стоит сам министр природных ресурсов.

В подобной ситуации понятно, что администрация Кавказского заповедника оказалась под перекрестным огнем. Единственным разумным шагом нормального директора (без лишних мыслей о своем моральном долге и идеях охраны природы) стала попытка залечь в окопах, что нынешний директор Кавказского заповедника С.Шевелев и сделал - ушел в отпуск. Понятно, что и обжаловать постановление # 343 он не посмел. Это - не его вина, это - его беда! Сейчас, правда, он уже снова на рабочем месте и мечется как перелинявший заяц-беляк в ноябрьском бесснежном лесу. Спасением для него может стать лишь смена Министра природных ресурсов Российской Федерации и, соответственно, приоритетов в заповедном деле.

С учетом полной незаконности попыток отторжения заповедных земель и их губительными последствиями для природы Адыгеи и возможности ее устойчивого социально-экономического развития, становится предельно ясной противоправность подобных действий федерального ведомства и соответствующих должностных лиц, разбазаривающих по каким-то своим личным мотивам федеральную собственность. Признание законности постановления #343 будет еще одним аргументом в пользу того, что Россия действительно является особым "правовым" государством - государством телефонного права.

Пока надежда только на экологическую и научную общественность, да на царя-батюшку! Ведь тенденции расшатывания заповедной системы России коррумпированными федеральными чиновниками в угоду местным властям могут привести к экологическому коллапсу! Может быть, Президент Владимир Путин, в ходе очередного своего активного отдыха в каком-нибудь заповеднике или национальном парке, скажет раз и навсегда короткое "Нет" на просьбы всяких лихоимцев, зарящихся на национальные богатства России, и остановит девятый вал у заповедных границ.

Источник: Валерий Бринх