25 ноября 2005 г.

В Архангельске обсудят проблемы лесов высокой природоохранной ценности

13-14 декабря в архангельском "Пур-Наволок отеле" пройдёт международная конференция "Леса высокой природоохранной ценности: от глобальной концепции к региональным системам управления лесопользованием". Организаторами конференции выступают Всемирный фонд дикой природы (WWF), Всемирный банк, аппарат полномочного представителя президента РФ в СЗФО, Рослесхоз, Российский офис FSC, администрация Архангельской области и межотраслевая ассоциация работодателей "Промышленники Поморья".

Целью конференции её организаторы называют выработку единой концепции по лесам высокой природоохранной ценности и её согласование с международными стандартами.

Что такое ЛВПЦ?

Это понятие, до недавнего времени не совсем понятное нам, постепенно входит в употребление и в России.

Словосочетание "леса высокой природоохранной ценности" (ЛВПЦ) возникло в ходе разработки систем добровольной лесной сертификации. В частности, системы Лесного попечительского совета (FSC). Грамотное, устойчивое, ответственное лесопользование подразумевает, что в лесах необходимо заботиться не только о будущих запасах древесины. Есть леса, в которых само древесное сырьё оказывается на втором месте по сравнению с другими ценностями. Поэтому рубки в таких лесах надо ограничить, вести по специальному плану или вовсе прекратить - иначе леса потеряют свою ценность.

Вообще-то ничего принципиально нового в этом понятии нет. Такие леса были всегда - начиная со средних веков (охотничьи угодья коронованных особ, культовые и священные рощи, защитные леса, которые вырубались только в случае набегов противника). Несколько позже люди поняли, что там, где вырубается много лесов, появляются экологические проблемы: засухи, оползни, многократное сокращение урожаев и др. Чуть позже была осознана необходимость сохранения наиболее красивых лесов для отдыха людей, для тесного общения с природой - национальные парки. И наконец, получила развитие идея сохранения лесов не ради какого-то материального ресурса, а ради самих лесов, а также ради разнообразия живых существ, у которых есть только один дом - дикий лес. Эта мысль воплотилась в многочисленных заповедниках, заказниках, памятниках природы.

Многочисленных ли? По-прежнему их суммарная площадь многократно меньше площади эксплуатируемых лесов. По-прежнему проблема поддержания климата, водного баланса, защиты от эрозии и вообще сохранения мирового экологического равновесия стоит довольно остро. Не исключено, что природные катаклизмы последних лет - цунами, наводнения, засухи, бесснежные зимы - в числе одной из причин имеют вырубку лесов. Это не доказано, но не доказано и обратное. И наконец, по- прежнему есть люди и целые народы, вся жизнь которых проходит в лесу.

Все эти ситуации и привели к идее глубоко ответственного лесопользования - когда в один ряд с задачей получения прибыли от продажи древесной продукции ставится задача сохранения всех остальных функций леса. Один из критериев такого лесопользования при сертификации по системе FSC - сохранение лесов высокой природоохранной ценности.

Для наших лесопромышленников это относительно новый подход. Да, очень давно существуют леса первой группы, особо защитные участки леса и прочие леса, где лесопользование ограничено. Но их выделение производилось в ходе стандартного лесоустройства, и пользователям не надо было думать, где нельзя рубить. Добровольная лесная сертификация поднимает отношение к лесу на новый уровень. От лесопользователя требуется не просто строгое соблюдение законодательства - требуются специальные осознанные усилия, в том числе направленные на сохранение лесов высокой природоохранной ценности. То есть лесопользователь сам должен знать, что это такое и как это надо сохранять.

Итак, какие бывают ЛВПЦ? FSC даёт следующее определение.

Леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) - леса, принадлежащие к одной или нескольким из перечисленных ниже категорий:

а) участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах;

б) участки леса, включающие редкие, исчезающие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы;

в) участки леса, выполняющие особые защитные функции;

г) лесные территории, обеспечивающие существование местного населения и/или играющие ключевую роль в сохранении национально-культурного самосознания местного населения.

В Стандартах сертификации по системе FSC эти ЛВПЦ разделены на 6 типов (категорий). Кратко поясним их содержание.

ЛВПЦ 1. Лесные территории, где представлено высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном или национальном уровнях

Высокое биоразнообразие может выражаться в наличии большого количества редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; видов, встречающихся только на очень ограниченной территории; наличии ключевых сезонных мест обитания животных. Вообще любые леса, в которых есть места обитания признанных имеющими высокую ценность видов, являются лесами высокой природоохранной ценности. К этой же категории относятся и лесные ООПТ, которые имеют значение для сохранения биоразнообразия. Причём важно понимать, что сюда следует включать не только уже существующие ООПТ, но и те, которые ещё не утверждены органами власти.

ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты

Этот тип ЛВПЦ включает обширные лесные территории, находящиеся в естественном или ненарушенном состоянии, или близкие к этому, в которых происходят естественные экологические процессы. То есть это леса, которых ещё не коснулась интенсивная эксплуатация.

Во всём мире крупные лесные ландшафты становятся всё более редкими, а многие из них находятся под угрозой исчезновения. Это является следствием масштабной промышленной вырубки лесов, их фрагментации и деградации. Десятилетия индустриализации и промышленных рубок леса привели к многократному сокращению площадей старовозрастных лесов. Тем не менее крупные естественные лесные массивы в ряде стран сохранились, в том числе и в России (в частности в Архангельской области).

Судьба этих лесов вызывает серьёзную обеспокоенность специалистов и организаций. Поэтому выявлению и картированию таких лесов был посвящён большой объём работ. В России уже сложилась обширная практика выделения таких лесов.

Понятно, что для сохранения природоохранной ценности таких лесов хозяйство в них не должно вестись вообще или вестись с низкой интенсивностью. То есть требуется фактическое исключение этих лесов (или, по крайней мере, значительной их части) из интенсивной эксплуатации.

К сожалению, этот тип ЛВПЦ пока недостаточно защищён российским законодательством, поэтому сохранение этих лесов наиболее проблематично. Однако положительные примеры есть. Например, ряд лесозаготовительных предприятий Архангельской области подписали мораторий на заготовку древесины в малонарушенных лесах. Среди них - "Светлозерсклес" (группа предприятий Соломбальского ЛДК) и Усть-Покшеньгский ЛПК (группа компаний "Титан"). Кроме того, потребители уже осознают необходимость сохранения таких лесов и неохотно покупают древесину из них.

ЛВПЦ 3. Леса, включающие редкие экосистемы

Некоторые экосистемы являются редкими по естественным причинам - в силу ограниченного распространения климатических или геологических условий, необходимых для их существования. Процессы формирования растительного покрова проходили так, что некоторых типов лесов всегда было мало. Или такие леса были широко распространены в прошлые эпохи, а сейчас сохранились лишь в ограниченных специфических местах. Такие леса называют реликтовыми. Современные процессы вызывают ещё большее сокращение площадей, ставя их на грань исчезновения. К этой категории также относятся экосистемы, где присутствуют группы редких видов, даже если остальные составляющие экосистему виды широко распространены и не находятся под угрозой.

ЛВПЦ 4. Леса, выполняющие особые защитные функции

Все леса выполняют определённые природные функции - регуляция стока и поддержание водного режима, защита от эрозии и др. При грамотном ведении лесного хозяйства эти функции должны постоянно поддерживаться, что отражено в требованиях многих стандартов лесоуправления.

В России это, прежде всего, водоохранные леса. Этот тип ценных лесов, пожалуй, лучше всего защищён российским законодательством и зачастую не требует дополнительных усилий, кроме строгого соблюдения законодательства.

ЛВПЦ 5. Леса, необходимые для обеспечения существования местного населения

Наша страна всегда была лесной державой и, дай бог, такой останется. Лес - один из основных источников нашего существования. Но есть люди, которые не просто живут в лесной стране и постоянно видят лес рядом с собой. Есть люди, для которых лес - основной источник существования или, по крайней мере, источник удовлетворения каких-то жизненно важных потребностей. Например, общины некоторых коренных народов по-прежнему живут так, как жили предки - основой их существования является, например, охота в лесу. Другого способа жизни они не знают, и быстро перевести их существование на другие ресурсы невозможно. Поэтому вырубка лесов в данном случае равнозначна лишению их жизни.

ЛВПЦ 6. Леса, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения

Наряду с важной ролью леса как источника средств к существованию он также может иметь крайне важное значение для сохранения самобытных культурных традиций общества или отдельной общины. Этот тип ценности выделяют для того, чтобы обеспечить сохранение традиционной культуры местных общин в тех регионах, где лес является необходимым условием для проявления самобытности населения и, таким образом, способствует поддержанию культурной целостности общины. Леса относят к ЛВПЦ, если без них или их компонентов культура местного населения подвергнется радикальным изменениям.

Таким образом, ЛВПЦ - есть то самое лучшее в лесах, что "не древесина". Выделение ЛВПЦ в процессе сертификации означает, что наша лесная промышленность учится "видеть лес за деревьями", точнее - за кубометрами.

Конечно, нельзя сказать, что раньше никто не видел в лесу иных благ, кроме древесины. Лучшие традиции российского лесоводства заслуженно получили мировое признание, и среди защитников природы немало лесоводов и лесоведов. Но добровольная лесная сертификация позволяет вывести лесопользование на новый уровень. Это происходит благодаря высоким требованиям к каждому лесопользователю, который захочет получить марку FSC, высокой ответственности и использованию лучшего мирового опыта.

Татьяна ЯНИЦКАЯ,
координатор программы по ЛВПЦ WWF России.

Источник: Пресса Архангельской области | Лесные новости, 25/11/05 (23)