25 марта 2004

Заповедники забыли?

Прошло две недели со дня выхода указа о перестройке структуры исполнительной власти России. Однако вопрос о том, какая государственная структура будет заниматься охраняемыми территориями еще не решен. Также остается неизвестным, кто возглавит Федеральное агентство Лесного хозяйства.

9 марта 2004 года Президент России В.В. Путин издал указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в рамках которого образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования. Председателем комитета назначен Вячеслав Волох, ранее работавший заместителем председателя Госкомрыболовства.

А вот у федерального агентства лесного хозяйства, вошедшего в новую структуру правительства, руководителя пока нет. На первую роль претендовал Мирон Тацун, Президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Однако его кандидатура была отозвана. Сильной кандидатурой на роль руководителя агентства является руководитель бывшей лесной службы Министерства Природных Ресурсов Валерий Рощупкин.

По словам Евгения Шварца, директора по охране природы WWF «хотя общественные экологические организации и критиковали действия Валерия Рощупкина на посту руководителя лесной службы МПР, нельзя не признать, что критика воспринималась вполне адекватно. В.П. Рощупкин показал способность действовать взвешенно, ответственно и конструктивно даже в условиях развала природоохранной деятельности, спровоцированного бывшим министром природных ресурсов Виталием Артюховым. Начался долгожданный диалог в области охраны и использования лесов между правительством, бизнесом, и общественными организациями. По инициативе В.П.Рощупкина Лесной службой МПР России совместно с ведущими экологическими организациями был создан Общественный лесной совет, в его рамках начался конструктивный диалог по всему спектру проблем и вопросов реформирования управлением лесного хозяйства, лесного сектора экономики России, обеспечения экологической ответственности лесного бизнеса и охраны лесов. . Кто бы ни стал во главе нового агентства, хотелось бы, чтобы этот диалог был конструктивно продолжен. Ряд инициатив В.П. Рощупкина, таких как проведенный в марте 2004 года в Москве Всероссийский съезд школьных лесничеств, получил поддержку многих неправительственных организаций, включая WWF России и Гринпис России. Думаю, что многие сопредседатели Общественного лесного совета – представители ведущих российских экологических НПО - считали бы разумным сохранить его в составе руководства Министерства природных ресурсов».

Однако самое серьезное опасение по прежнему вызывает отсутствие в новой структуре правительства отдельного органа управления - агентства по особо охраняемыми природным территориям(ООПТ). Федеральные ООПТ – это две сотни объектов, которые занимают более 3.5% территории России, включая 100 государственных заповедников, 35 национальных парков и более 60 федеральных заказников. Управление этим комплексом не может относиться к лесной службе (ряд российских охраняемых территорий попросту не являются лесными – находясь в тундре, или в море). Не может оно относиться и к новой службе экологического контроля, так как государственные надзоры не могут по концепции административной реформы управлять государственной собственностью. А федеральные заповедники и национальные парки, а также некоторые федеральные заказники – это именно федеральная собственность, на территории которой, помимо контрольных функций, осуществляется научная, рекреационная и другая деятельность.

Практика существования отдельного агентства по ООПТ существует во многих странах мира (США, Канада, и др.), и полностью себя оправдывает. WWF призывает Президента и Правительство России создать Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям, которому должны быть подчинены государственные заповедники, национальные парки, а также федеральные заказники и иные федеральные ООПТ.

Источник: World Wildlife Foundation