17 мая 2004

Возрождаем Беловежскую пущу - уничтожаем краснокнижников

Уже второй год в Беловежской пуще ведется искусственная посадка леса с нарезанием тракторными плугами посадочных борозд (то есть по методу, применяемому в лесхозах) на местах буреломов и короедников (более подробно смотрите страницу "Фотофакта" "Искусственные посадки в местах вырубки реликтового леса (весна 2003 г.)"). Напомним, что при этом не учитывается негативное влияние такой технологии на окружающую среду, как и не принимается во внимание и тот факт, что данный рукотворный лес в будущем будет непохож на естественный и заповедный. Кроме того, данная посадка ведется без учета заповедного статуса места, даже на постоянных пробных площадях, служивших для науки эталонами естественных природных процессов в течение 30-40 лет. В совокупности, такие посадки приносят заповедному лесу Беловежской пущи гораздо больше вреда, чем пользы. Добавим, что в свое время специальная программа лесовосстановления была составлена с процедурными нарушениями (даже не обсуждалась на Ученом Совете), о чем в июле 2003 года было сделано соответствующее заключение Рабочей группы от парламента по проверке Национального парка "Беловежская пуща"

Естественно, для таких широкомасштабных и массовых посадок необходимо большое количество посадочного материала. Для этого в 2001 году в центре Беловежской пущи был заложен лесопитомник на площади около 2 гектар. Для лесного питомника выбрали одно из наиболее красивых мест - бывший зубропитомник, где в свое время после войны возрождали зубров. Здесь произрастают смешанные старовозрастные дубравы. Для улучшения кормовой базы зубров тогда в этом месте провели вырубку - прореживание и осветление. В результате сформировалась уникальная экосистема (дубрава разнотравная), которую заселило большое количество растений, занесенных в Красную Книгу Беларуси. На сегодня это - самое богатое место в Беловежской пуще по видовому составу редких видов и их численности. Здесь произрастают следующие виды-краснокнижники: купальница европейская, арника горная, пыльцеголовник красный, гладиолус черепитчатый, клевер каштановый, кадило сарматское и другие, относящиеся к основной категории охраны. Кроме них, как рекомендуемые к профилактической охране (то есть кандидаты в редкие и исчезающие виды), здесь отмечены: наперстянка, черноголовка крупноцветная, чина гладкая, василисник, водосбор, некоторые виды колокольчиков и другие. Некоторые из этих видов на данной небольшой территории формируют целые поляны, как, например, купальница.

Отметим, что в целом популяции многих указанных видов растений-краснокнижников находятся в Беловежской пуще в угрожаемом состоянии в связи с сильным антропогенным прессом. Поэтому задача их сохранения очень важна для Беловежской пущи.

Добавим также, что сегодня в этом месте пролегает основной туристический маршрут, по которому туристы ездят смотреть деревья-великаны (а зимой - деда Мороза и зубров) .

Когда создавался питомник, выбиралось такое место, которое, якобы, не затрагивало редкие виды. Однако во время подготовки почвы для будущих сеянцев было вытащено и выброшено немало корневищ многих редких видов... Как недавно стало известно, в этом году, несмотря на особую ценность данной территории для сохранения редких видов растений, площадь лесопитомника была расширена почти вдвое! Говорят, Беловежской пуще необходимо много посадочного материала дуба и сосны для создания … искусственных монопосадок-лесокультур на уникальной заповедной территории.

Можно представить, сколько опять было уничтожено редких растений при расширении питомника. Это тем более удивительно, что за прошедшие несколько лет в результате ураганов и нашествия короеда-типографа остались практически без леса сотни гектар территории. Где хочешь, там и создавай питомники. Но нет, нужно обязательно там делать, где это нанесет наибольший вред биоразнообразию заповедного леса. Что еще более удивительно, сегодня в научном отделе национального парка работает 3 научных сотрудника-ботаника. В том числе, и руководитель научного отдела - заместитель директора по науке, кандидат биологических наук Анна Денгубенко, которая более десяти лет своей жизни посвятила изучению этих же самых растений- краснокнижников и имеет не один десяток публикаций по проблеме их сохранения. Как же такое происходит "посреди бела дня"? И что же это такое? Полное игнорирование науки руководством Беловежской пущи и превращение ее лишь в ширму-прикрытие хозяйственной деятельности? Или готовность научного начальства пожертвовать биологической ценностью, изучению которой были отданы многие годы, ради личной сиюминутной выгоды? А как же тогда основная задача национального парка - сохранение биоразнообразия? Для чего же тогда редким видам присвоен статус особо охраняемых, тем более на заповедной территории?

Источник: Беловежская пуща - XXI век