13 июня 2005 г.

В Алтайском заповеднике запрещен доступ к водопаду Корбу

Руководство Алтайского государственного природного заповедника (АГПЗ) запретило доступ на один из самых привлекательных туристических объектов Горного Алтая — водопад Корбу. Причиной принятия такого решения руководство АГПЗ назвало претензии надзорных органов к охране заповедной территории. Но, по данным «Ъ», надзорные органы, предъявившие ряд претензий к работе заповедника, не требовали закрытия доступа к водопаду.

Водопад Корбу является одной из визитных карточек туристической отрасли Республики Алтай (РА). Он расположен в акватории Телецкого озера, в 100 м от впадения реки Большой Корбу. До водопада туристы добираются на катерах или моторных лодках из сел Артыбаш и Иогач. По оценкам экспертов, за год водопад посещают около 20 тыс. туристов, на которых перевозчики зарабатывают до 10 млн руб.

О решении закрыть доступ на водопад Корбу стало известно из пресс–релиза, который распространило руководство АГПЗ. В нем говорится, что год от года растет антропогенная нагрузка на территорию заповедника, в том числе на водопад Корбу. В связи с этим у водопада появились объекты инфраструктуры, построенные частными лицами без соответствующих разрешений. В апреле прокуратура Турачакского района направила администрации заповедника предписание о сносе всех зданий, построенных в водоохранной зоне. Федеральная служба Росприроднадзора также выявила случаи «функционирования в прибрежной полосе строений, на которых осуществляется деятельность, не соответствующая режиму государственного природного заповедника». А санитарная служба высказала претензии в связи с тем, как устроены туалеты на берегу Телецкого озера. В пресс–релизе АГПЗ говорится, что в связи с необходимостью привести деятельность заповедника в соответствие с законом доступ туристов к водопаду Корбу будет запрещен на неопределенное время.

Это решение вызвало недоумение у самих надзорных органов. Главный санврач РА Леонид Щучинов подтвердил «Ъ», что у его ведомства есть замечания по устройству туалетов у водопада Корбу. «Но мы вовсе не требовали закрытия его для туристов. Мы потребовали установить водонепроницаемые туалеты, на что требуется, в общем, не так много времени. Мы же отлично понимаем, что Корбу — очень популярное место для туристов, это гордость Алтая. И это хорошо, что люди туда ездят», — заявил господин Щучинов.

Замруководителя управления Росприроднадзора по РА Василий Манышев считает, что заповедники выполняют триединую задачу: охрану природы, ее научное изучение и экологическое просвещение. «Туризм в данном случае должен рассматриваться как элемент этого экологического просвещения. Это вообще непонятное решение — закрыть доступ на любимый и хорошо известный туристический объект. У нашего ведомства есть вопросы по функционированию АГПЗ, но они в минимальной степени касаются водопада Корбу», — рассказал господин Манышев. По мнению Василия Манышева, сама природа заповедных территорий, идеология устойчивого развития предусматривает гармоничное встраивание местных жителей в рекреационную деятельность, а решение о закрытии доступа к водопаду многим местным жителям не позволит зарабатывать себе на жизнь.

Решение АГПЗ было принято на фоне обострившегося конфликта между большинством сотрудников заповедника и директором Вячеславом Тригубовичем, назначенным на эту должность в декабре 2003 года. За год после его назначения из–за конфликтов с руководством уволилось почти 60 работников АГПЗ. Собеседник «Ъ» из числа туроператоров, не пожелавший называть своего имени, считает, что, видимо, речь идет о переделе сфер влияния в турбизнесе на Телецком озере. «Весь этот конфликт работников заповедника с Вячеславом Тригубовичем вызван тем, что Тригубович как–то слишком рьяно подходит к вопросам экологии и охраны природы, а сотрудники заповедника привыкли зарабатывать на туристах. Он просто не дает «экологам» заниматься турбизнесом». В то же время собеседник подчеркнул, что решение о закрытии водопада — «дикое» и, несомненно, отразится на доходах туроператоров.

Связаться с Вячеславом Тригубовичем вчера не удалось.

Дмитрий КОБЗЕВ, Горно–Алтайск

Источник: Коммерсантъ