11 декабря 2006 г.

Национальный парк "Приэльбрусье" выиграл дело в арбитражном суде

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) России подвергаются серьезному прессингу со стороны различных компаний и органов власти, желающих вести в их пределах хозяйственную деятельность. Эта проблема стала общей для очень многих регионов. И в условиях происходящей сейчас в стране деэкологизации государственной политики, очень редки случаи, когда серьезные нарушения режимов особо охраняемых природных территорий оказывается наказуемым.

Недавно один из таких редких случаев произошел в Кабардино- Балкарии.

30 ноября 2006г. Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (КБР) вынес решение взыскать с ответчиков в пользу национального парка "Приэльбрусье" причиненный национальному парку ущерб на сумму 14 млн. 999 тысяч 40 рублей.

Началась вся эта история еще в 1999 году. 26 января 1999г. увидело свет распоряжение Правительства КБР #27-р об образовании комиссии по выбору в натуре земельных участков под строительство газопровода "Тырныауз-Азау" и объектов его обустройства. 31 марта 1999г. акт выбора трассы газопровода "Тырныауз-Эльбрус- Азау" был подписан.

8 июня 2001 г. появилось постановление главы администрации Эльбрусского района КБР #155 "Об отводе ОАО "Каббалкгаз" под трассу газопровода "Тырныауз-Азау" (вторая очередь)", которым во временное пользование ОАО "Каббалкгаз" отводилось 27 га земель, в т.ч. и земель национального парка. Правительство КБР своим постановлением от 27 октября 2001г. #375 закрепило 27 га за ОАО "Каббалкгаз" и приняло решение просить Правительство РФ разрешить осуществление перевода лесных земель в нелесные для устройства просек под газопровод.

Кроме того, предлагалось также решить вопросы с компенсацией ущерба землепользователям и рекультивации нарушенных земель после окончания строительства. Ничего из этого не сделано до сих пор.

11 июля 2001г. бывший директор нацпарка Мухажир Беккаев под нажимом властей оформил акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из лесного фонда. Еще раньше, 14 марта этого же года, между директором нацпарка "Приэльбрусье" и ген. директором ЗАО ФПК "Кавказинтернациональ" был заключен договор, содержащий обязательства нацпарка выделить участок земли под газопровод, а "Кавказинтернациональ" должен был заключить договор аренды, возместить причиненный ущерб и провести рекультивацию земель.

Как можно заметить, все вышеперечисленные правовые акты были незаконными и должны были быть признаны ничтожными. Однако никто с газовиками не судился, пока директором национального парка "Приэльбрусье" не стал Долхат Байдаев.

26 февраля 2004г. сотрудниками национального парка был составлен протокол о лесонарушении по факту самовольного снятия, порчи и уничтожения плодородного слоя лесных почв. Нарушители (ОАО "Каббалкгаз" и ЗАО ФПК "Кавказинтернациональ") уплатить сумму ущерба добровольно отказались, поэтому нацпарк подал на них иск в Арбитражный суд КБР.

4 марта 2005г. состоялось заседание первой инстанции Арбитражного суда КБР. В иске национальному парку "Приэльбрусье" было отказано. Основанием для принятия такого решения судьи послужили, ошибки, допущенные работниками нацпарка при оформлении протокола о нарушении его режима. Сам факт противоправности проведения работ по строительству газопровода был истцом доказан. Но протокол, составленный в 2004 году по нарушению 2001 года, в суде был признан ненадлежащим доказательством. Также, из-за ничтожности, не был рассмотрен в качестве доказательств нанесения ущерба договор от 14 марта 2001г. между национальным парком "Приэльбрусье" и ЗАО ФПК "Кавказинтернациональ". Такова цена незаконности заключения сделок. В первом заседании нацпарку не удалось также доказать вину ответчиков и причинную связь между действиями ответчиков и причиненным вредом.

Апелляционная инстанция оставила решение Арбитражного суда КБР без изменения.

Постановление Арбитражного суда КБР апелляционной инстанции было обжаловано в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. 17 октября 2005г. состоялось судебное заседание, по итогам которого все решения Арбитражного суда КБР были отменены, а дело #А20-1444/04 возвращено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции руководствовался следующими соображениями:

Противоправность проведения работ по строительству газопровода и факт нарушения законодательства (незаконное изъятие земель из территории нацпарка, отсутствие решения Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные, прокладка газопровода по территории нацпарка и др.) суд посчитал доказанным. При указанных обстоятельствах отказ в иске является необоснованным. Отказывая в иске, суды обеих инстанций (первой и апелляционной) исходили из недоказанности размера причиненного ущерба по причине неправильно составленного протокола. Но, как заключил суд кассационной инстанции, недействительность протокола о лесонарушении оправдана только в части неприменения административного или уголовного наказания к нарушителям. В деле же о возмещении вреда даже составленный с нарушением установленного порядка протокол может быть доказательством факта нанесения ущерба. Главное, чтобы в протоколе был указан вид нарушения и размер причиненного вреда (в натуральном выражении). Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа мог бы и сам принять решение по существу. Однако сумма иска в первоначальном варианте была посчитана с ошибкой, что и заставило суд отправить дело на повторное рассмотрение в первую инстанцию.

Учтя замечание суда, национальный парк "Приэльбрусье" подготовил уточненный расчет ущерба, увеличивший сумму иска в полтора раза. На этот раз судье в Арбитражном суде КБР возразить было нечем. Единственное, он отказал в удовлетворении иска к одному из трех ответчиков - ОАО "Каббалкгаз", посчитав его вину недоказанной. Остальные две организации (ЗАО ФПК "Кавказинтернациональ" и ОАО "Спецгазремстрой"), которые непосредственно производили работы на газопроводе, будут вынуждены выплатить солидарно почти 15 млн. рублей в качестве компенсации ущерба. Перспектив поворота дела в их пользу при обжаловании решения суда у них нет практически никаких. Таким образом, создан чрезвычайно важный прецедент успешной защиты особо охраняемых природных территорий Северного Кавказа от противозаконного использования их земель.

Валерий БРИНИХ
(Майкопская организация ВООП)