11 марта 2005 г.

Заповедники все еще остаются без хозяина

В минувшую среду состоялось первое заседание общественного экологического совета при МПР России. Совет, в который вошли авторитетные эксперты в области природопользования и охраны окружающей среды, представители общественных экологических организаций, возглавил заместитель Министра Природных Ресурсов Валентин Степанков.

Но буквально за несколько дней до этого произошло событие, которое подтверждает: чиновники нынешнего состава МПР действительно способны слышать общественное мнение.

Дело в том, что в результате административной реформы российские заповедники, заказники, национальные парки - так называемые особо охраняемые природные территории (ООПТ) - остались по сути бесхозными. В новой структуре федеральных органов исполнительной власти не оказалось органа, который бы в комплексе занимался их проблемами. Формальную ответственность, и то временно, повесили на Росприроднадзор, в котором даже нет специалистов заповедного дела.

Между тем в нашей стране создан колоссальный опыт заповедного дела. Самый первый заповедник, Баргузинский, организован еще до революции. Сейчас в России существует более ста заповедников и национальных парков федерального значения, десятки национальных заказников, более 10 тысяч памятников природы. Все особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения занимают 230 миллионов гектаров. И эдакое добро в законодательном и управленческом плане зависло, а после разграничения полномочий между уровнями власти с нынешнего года появилась реальная угроза, что большую часть ООПТ, которая находится в ведении региональных и местных властей, новые русские просто растащат под царские охоты и строительство дворцов.

В российских заповедниках и национальных парках сосредоточен колоссальный научный потенциал. Но, прямо скажем, люди работают на голом энтузиазме - финансирование уже несколько лет смехотворное, 50-60 процентов от "прожиточного минимума" заповедников. При этом действующее законодательство не позволяет им самостоятельно зарабатывать на жизнь. Например, с помощью эко-туризма. Для сравнения: посещаемость российских ООПТ составляет максимум 1 миллион туристов в год, а в США - 30 миллионов.

Обо всех этих проблемах экологическая общественность трубила во весь голос. Прежнее руководство министерства природных ресурсов не только ее не слушало, но буквально делало все, чтобы развалить то, что десятилетиями создавалось энтузиастами заповедного дела в нашей стране. Новой команде МПР в первые месяцы было просто не до заповедников - проблеме отрасли скопилось немерено. Но наконец дошли руки. И на прошлом заседании правительства министр природных ресурсов Юрий Трутнев доложил о состоянии дел в сфере особо охраняемых территорий и предложил создать отдельное федеральное агентство по охране окружающей среды, в котором сосредоточить все вопросы управления ООПТ. И кабинет министров поддержал это предложение.

В ближайших планах совета - обсуждение поправок в действующий Закон "Об особо охраняемых природных территориях", которые уже к 1 марта должны быть представлены в правительство, а также обсуждение концепций экологического кодекса и закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Источник: Российская Газета