9 марта 2006 г.

WWF: Строительство "Транснефтью" нефтепровода через Байкал - откровенный экологический демпинг

Ростехнадзор утвердил заключение экологической экспертизы по ТО нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО). Тем не менее, ряд экспертов, принимавших участие в работе комиссии, заявили, что положительный результат был получен под давлением компании заказчика - "Транснефть" и стало результатом подтасовки. О своем неприятии данного решения заявили также экологические неправительственные организации.

Комментируя ситуацию, директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц сказал ИА REGNUM: "Как известно, проблемы энергетики должны занять одно из центральных мест в международном сотрудничестве в рамках Большой восьмерки на период председательства России. В самом начале марта президент России выступил в Wall Street Journal со статьей "Энергетический эгоизм - путь в никуда", в которой существенное внимание уделено вопросам экологической ответственности. Я, со своей стороны, хочу обратить внимание на то, что с учетом того, что Россия обладает всего примерно 5% разведанных запасов и 11% мировой добычи нефти, конкуренция на этом рынке в условиях высоких цен даже с учетом политических рисков предложений на этом рынке (Ирак, Венесуэла, Иран, Саудовская Аравия) присутствует.

Безусловно, "Транснефть", работающая только в России, гораздо меньше, чем те российские компании, которые работают и в других странах мира, ощущает реальные требования рынка, потребителей и инвесторов к экологической репутации компаний. Но спровоцированный ею в своих интересах скандал - это удар и по ним, и по их планам стать новыми глобальными энергетическими компаниями. Более того, это серьезный удар и по амбициям самой "Транснефти" в случае попыток выхода за пределы территории нашей страны. Сегодня российская власть позволяет "Транснефти" продавить отвергнутый государственной экологической экспертизой проект прокладки нефтепровода через территорию Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Озеро Байкал" при наличии экологически привлекательных и разумных и экономически приемлемых альтернатив, а завтра Владимир Владимирович Путин будет удивляться, почему иностранные партнеры не доверяют экологической ответственности "ЛУКОЙЛа" на Каспии или на Балтике. К сожалению, у всех перед глазами будет эта конкретная ситуация вокруг Байкала...

Обратите внимание, что еще два года назад нефтяная компания Shell - постоянный оппонент экологов, с которым мы постоянно работаем на Сахалине, - добровольно под воздействием обращения Международного союза охраны природы и директоров национальных организаций Всемирного фонда дикой природы взяла на себя обязательства не работать на территориях Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, действия компании "Транснефть" это откровенный экологический демпинг на мировых энергетических рынках и удар по планам руководства страны по формированию глобальной энергетической сверхдержавы. Но, похоже, что компании это совершенно безразлично.

Не следует думать, что то, чего экологические организации добиваются от "Транснефти", придумано какими-то "злыми врагами" против данной компании или в ее лице вообще против России. Это не так. Не следует также забывать, что статус территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Озеро Байкал", был присвоен по ходатайству правительства Российской Федерации, которое и несет ответственность за обязательства нашей страны в рамках конвенции.

Природоохранные организации предъявляют к разным компаниям в разных странах одинаковые требования и обвинения в их адрес в разных странах раздаются очень схожие. Например, в США правые республиканцы обвиняют Всемирный фонд дикой природы в том, что он борется против добычи нефти на территории национального резервата дикой природы на Аляске (Alaska National Wildlife Refuge) в интересах Абрамовича. Беда только, что WWF начал бороться за сохранение этого резервата и запрета на нефтедобычу в нем еще до рождения Романа Аркадьевича. В Грузии обвиняли международный секретариат WWF в лоббировании интересов Транснефти в Закавказье во время острого конфликта, связанного со строительством нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан через территорию национального парка "Боржоми". Кстати, реакция на подобные конфликты со стороны компаний далеко не обязательно носит такой деструктивный характер как в России. Компания BP после истории с нефтепроводом Баку - Тбилиси - Джейхан разработала принципиально новую политику по про-активному ведению диалога и переговоров с неправительственными организациями в целях недопущения конфликтов в будущем.

Руководители "Транснефти" по своему образу мышления и действий напоминают мне героев романа советского писателя Олега Куваева "Территория", опубликованного в 1975 году, с их базовым принципом "Победителей не судят" и т.п. Проблема в том, что мир уже далеко ушел в своем развитии за эти тридцать лет. Недостатки чисто инженерных подходов были многократно продемонстрированы на примере крупных техногенных катастроф, в том числе и аварии на Чернобыльской АЭС. Во всем мире они привели к созданию целого инструментария комплексной оценки воздействия инженерных и инфраструктурных сооружений на окружающую среду, который отражен и реализован в действующем российском законодательстве, который "Транснефть" сейчас пытается отрицать. Но рано или поздно придется признать, что при увлечении поиском врагов и сохранении корпоративной культуры нефтедобытчиков из маленького сибирского городка прошлого века нельзя создать современную конкурентоспособную компанию мирового уровня. Современный конфликт вокруг ВСТО - это прямой индикатор кризиса стиля корпоративного управления в компании. И я полагаю, что это очевидно не только для меня - неслучайно инвестиционная компания "Атон" в конце января подтвердила рекомендацию инвесторам продавать акции этой госмонополии.

Представители "Транснефти" постоянно подчеркивают, что нынешний менеджмент компании отстаивает интересы страны. Я боюсь, что у большинсвта населения России, также как и у нас, с компанией "Транснефть" разные представления о том, что есть благо для России.

Экологи, безусловно, считают, что уникальные природные богатства России, природно-ресурсная рента должны позволить нам строить норвежскую модель, когда доходы от экспорта нефти в первую очередь обеспечивают высокую покупательную способность пенсионеров и социально незащищенных слоев, а не возможность госмонополиям подменять собой государство. Мы считаем, что принадлежащие Российской Федерации компании, также как и государственные компании во все развитых государствах мира, должны быть законопослушными, экологически и социально ответственными, а также прозрачными для общества, надежными и честными партнерами в диалоге с неправительственными организациями.

Менеджмент "Транснефти", возможно, мечтает о превращении России в Нигерию, где правительственные войска по указаниям нефтяных компаний расстреливали бастующих рабочих и протестующие неправительственные организации. Боюсь, в этом случае у нас действительно разные представления об национальных интересах России".

Источник: ИА REGNUM