5 февраля 2004 г.

Беловежская наука в огне

В Беловежской пуще очередное ЧП. Под огнем, в прямом смысле слова, оказалась уникальная научная библиотека и архив, которые собирались в течение 60 лет несколькими поколениями ученых и управленцев. Библиотека содержит 12 000 наименований книг. Среди них много уникальных изданий, выпущенных еще в начале прошлого века. Большое количество специализированной литературы по различным отраслям охраны природы, биологии, лесоведения и почвоведения. Более 10 000 научных журналов. Там же хранятся отчеты научных исследований, проводимых с послевоенного периода, а также хозяйственная документация (бухгалтерский архив), где находятся документы постоянного срока хранения.

Ранее библиотека и архив размещались в отдельном помещении лабораторного корпуса, построенного в 70-ые годы для научного отдела. Условия хранения книжного фонда соответствовали правилам и нормам. В этом здании располагались также администрация и управление вначале заповедно-охотничьего хозяйства, а с 1991 года — нацпарка. Наука и хозяйственные отделы мирно сосуществовали в этом здании на протяжении 30 лет.

Однако год назад нынешнее руководство Национального парка «Беловежская пуща», возглавляемое гендиректором Николаем Николаевичем Бамбизой, неожиданно посчитало, что такая многолетняя «идиллия» экономически не выгодна, а значит, не нужна. Было решено выселить всех из этого здания, а его перестроить под очередную гостиницу. Видите ли, уже имеющихся в парке 4 гостиниц недостаточно для ожидающегося буквально в ближайшее время массового наплыва иностранцев в Пущу, которые таким образом должны принести в казну много валюты. Ну, что ж, дело благородное, инвестиции в государственную казну нужны. Правда, экономических расчетов и научного прогноза такого вот «наплыва богатых буржуев» что-то до сих пор не видно и не слышно. Никто из администрации парка почему-то не вспоминает, что эти 4 гостиницы полупусты большую часть года. Ах, да, простите, 3 гостиницы. Так как одна (на 100 мест) заполнена бригадами временных наемных рабочих из других регионов, которыми массово заменили местных работников. Тем самым создали невиданную в Пуще ранее безработицу и серьезно ухудшили криминогенную обстановку.

Итак, в ноябре 2003 года все службы парка и научный отдел в «пожарном» порядке выселили на промзону, где расположен лесозавод. Науку разместили в слабо приспособленных для научных целей помещениях автомастерских. Хотя дирекция и обещала членам Парламентской комиссии, что приезжали летом в Пущу, не трогать библиотеку и архив, но видно предвкушаемый хруст «зеленых» оказался сильнее. В итоге, и их удалили из здания и разместили … над котельной.

Помещение и условия хранения бесценного библиотечного фонда не соответствовали ни правилам, ни здравому смыслу. Ведь внизу котел с горящими дровами (!). Еще два месяца назад один из авторов публикации на интернет-сайте «Беловежская пуща — 21 век» сделал предсказание финала и оказалось — как в воду глядел.

В полдень 30 января в Пуще произошел очередной пожар — загорелись деревянные конструкции на крыше этой котельной (в предыдущий раз 27 октября 2003 г. сгорело лесопильное оборудование). Слава богу и пожарным, им удалось потушить пожар и предотвратить непоправимую беду. Но при тушении потоки грязной воды, перемешанной с сажей, копотью и смолой, сделали свое черное дело. Примерно четверть библиотечного фонда оказалась залитой водой. Многие книги покрылись смолой. К счастью, большой гербарий научные сотрудники разместили возле себя. Иначе ущерб был бы значительнее. Лет десять назад в Березинском заповеднике по причине неисправности электропроводки сгорела вся библиотека. Сотрудники заповедника до сих пор помнят, какую потерю они понесли. Если, например, по халатности сожженный Несвижский замок все-таки можно восстановить, затратив на это солидную сумму денег, то как восстановить тысячи сгоревших ценных книг? Но самое удивительное в этой истории, что даже после этого ЧП другое помещение для библиотеки пока не выделяется!

Таким образом, цепь природных и рукотворных катастроф и бедствий бесчисленной чередой продолжает преследовать несчастную Беловежскую пущу. И конца этой цепи не видно. Что же делать и как разорвать эту цепь? Будем смотреть на вещи реально. Сегодня в стране есть только один человек, наделенный всеми полномочиями, который может это сделать — президент РБ. Ведь Беловежская пуща находится в подчинении Управления делами президента.

Будучи не в состоянии далее смотреть, как в последние годы с невиданной скоростью рушится и уничтожается все то, что создавалось в Беловежской пуще несколькими поколениями, я обращаюсь к президенту РБ Александру Григорьевичу Лукашенко. Именно от Вас сегодня зависит дальнейшая судьба Беловежской пущи!

Польские короли, русские цари, советские генсеки ревностно берегли, а потому и сохранили Беловежскую пущу. Кто-нибудь может сказать, что все они были страстными охотниками, поэтому рассматривали Пущу прежде всего как собственные охотничьи угодья. А белорусский президент, мол, не охотник, потому и прямых интересов в Пуще не имеет, потому и кратковременно посещает ее пару раз в год. Оно-то так. Однако, это — не оправдание позиции молчаливого и стороннего наблюдателя. Это же священный уголок белорусской природы! Нельзя же с таким безразличием отдавать его на откуп разного рода коммерсантам, лесопромышленникам и прочему временному и случайному люду!

В короткой заметке не перечислить всех нарушений и безобразий, происшедших за последние два года: несанкционированная Минприродой вырубка живых ельников в 2001 г.; подпольная вырубка живого старого леса и деревьев-великанов в 2002 г.; реконструкция старых и строительство новых водоемов без экологической экспертизы (в прямом ее понимании); вырубка эталонных научных площадей для многолетнего лесного мониторинга; экологически необоснованные массовые искусственные лесопосадки на охраняемой территории; десятки тысяч кубометров сгнившей и потерявшей качество древесины, брошенной в лесу после рубок; кадровый разгон в нацпарке; притеснения и гонения местного населения; хранение без соответствующих документов и разрешений боевого оружия и многое другое. В то время, как лесозавод завален полугнилой низкосортной древесиной, наносящей экономические убытки парку, на лесопилки местных коммерсантов из Пущи поставляется отборная, крупносортная, ценная и высококачественная древесина. И последние события — выселение науки из лабораторного корпуса и пожар на «котельной-библиотеке»!

Местные жители, как индивидуально, так и коллективно, писали уже не одно письмо с тревожными сигналами в различные государственные инстанции, включая Президента РБ. Однако, никаких действенных мер по изменению ситуации до сих пор так и не принято. Например, после публикации год назад разоблачительных фактов незаконной подпольной вырубки живого старовозрастного элитного леса и деревьев-великанов на охраняемой территории ни один чиновник даже «пальцем не пошевелил», чтобы проверить имеющиеся факты у непосредственных очевидцев данного экологического деяния. Хотя кое-кто публично и в прессе заявлял о «тщательной проверке всех фактов и информации». Да и Президент, если верить народной молве, во время посещения Беловежской пущи в 1997 году на предложение одного из своих подчиненных расширить вертолетную площадку для более безопасного приземления ответил, что «если хоть одно живое дерево будет спилено, то лесник сразу же будет снят с должности». Более того, весной прошлого года на защиту Пущи поднялась международная общественность и по инициативе российских и украинских природоохранных организаций на имя Президента и Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды была проведена факсовая кампания протеста против нарушения законодательства и уничтожения реликтового леса Беловежской пущи. В это же время в качестве одного из ответов на эти требования директору нацпарка продлили контракт на следующий срок (!?).

У местных жителей уже давно сформировалось убеждение, что периодические проверки вышестоящей инстанции проводятся не с целью выявления недостатков в работе и наведения порядка в нацпарке, а с целью прикрытия безобразий и нарушений нынешней администрации. Да и будет ли своя рука сама себя сечь-наказывать? В тоже время другие сторонние инстанции и госорганы, по неофициальной информации их же сотрудников, имеют весьма ограниченный доступ на территорию, либо вообще не имеют его.

В такой ситуации и при всех вышеперечисленных фактах создается впечатление, что руководители Беловежской пущи не являются гражданами Беларуси, а относятся к некой особой с юридической точки зрения «касте неприкасаемых», на которых законодательство не распространяется, а значит можно безнаказанно осуществлять экологический, экономический социальный произвол и авантюризм и оставлять после себя покалеченную заповедную природу.

Уважаемый Александр Григорьевич! Обращаюсь к Вам, как к президенту, как к государственному лицу, обязанному стоять на страже закона. Не верю, что Вы не знаете о том, что происходит в Беловежской пуще. На этот счет Вам было адресовано немало информации. Да и административных ресурсов у Вас предостаточно, чтобы, при желании, объективно проверить факты, выяснить истину и прекратить глумление над уникальным Беловежским краем и его населением. Почему же этого до сих пор не сделано? Я далек от мысли, что в этой катастрофической для Пущи ситуации Вы находите лично для себя какую-то выгоду. Поэтому нельзя же, даже чисто по-человечески, так безразлично и безучастно относиться к судьбе национальной святыни и наследия человечества.

В последнее время по телевизору в рекламе только и слышно: «Беловежская пуща — мир первозданной природы!». Александр Григорьевич! Спросите у любого туриста, что он видел в Пуще после ее посещения. Вам ответят: «Мир пней и бревен». Так может быть уже настала пора действительно принести на беловежскую землю долгожданный мир природе и людям!?

к.б.н. Георгий КОЗУЛЬКО

Источник: ХАРТИЯ'97