2 марта 2006 г.

В истории скандала вокруг Дарвинского заповедника наконец-то поставлена точка

Напомним, что земли, воды, недра, растительный и животный мир на территории заповедника – собственность федеральная, это общенародное, национальное достояние, использование которого в хозяйственных целях запрещено. Заповедник расположен в двух областях – Вологодской и Ярославской. Исторически сложилось так, что на территории заповедника с ярославской стороны существуют д. Захарино и рыбацкий поселок Михальково. В начале 90-х годов, советы депутатов всех уровней стали присваивать себе полномочия исполнительной власти, что закончилось печально известным штурмом Белого дома. Депутаты Брейтовского районного совета Ярославской области тоже не дремали. В 1991 году они взяли да и вынесли постановление, по которому 61 га заповедной земли было передано в земли сельских поселений. И дела им не было до того, что любое изменение границ и площади заповедника может производиться лишь по распоряжению Правительства России. Затем, на основании этого постановления, было выделено 25 соток земли в частную собственность предпринимателю В.Н. Красикову и 1,5 га подставному ООО под его же рыбозавод. Руководство заповедника ничего не знало об этих махинациях с землей, пока в 2004 году в заповедник не приехала землеустроительная экспедиция, начавшая отводить земельные участки в натуре.

Директор заповедника А.В. Кузнецов обратился в Росприроднадзор, в природоохранную прокуратуру, к Губернатору области, в Государственную Думу, к средствам массовой информации. В результате в июле 2005 года Ярославская природоохранная прокуратура при поддержке заповедника опротестовала в суде упомянутое решение брейтовских депутатов и оно было отменено. Рушилось все громадье планов по использованию этой земли, которое вынашивали некоторые предприниматели и связанные с ними высокопоставленные чиновники. Мешает, ох как мешает построить на заповедной землице частные базы и коттеджи директор заповедника.

Против заповедника единым фронтом выступили администрация Брейтовского района, пытавшаяся прикрыться интересами местных жителей, Брейтовская прокуратура, предприниматель В.Н. Красиков, С.П. Евмененко, управляющий базой президента «Нового Московского Банка» И. Б. Хейфица, расположенной неподалеку от заповедника и, что самое печальное, бывший, ныне уволенный из заповедника заместитель директора по охране В.В. Нестеренко. От этих лиц пошел поток заявлений в Череповецкую, Тверскую, Брейтовскую и природоохранную прокуратуры. Целью этого «залпа» заявлений было хоть в чем-нибудь обвинить директора. В.В. Нестеренко, кроме того, обратился к министру природных ресурсов Ю.П. Трутневу и председателю Счетной палаты С.В.Степашину с заявлениями о наличии, якобы, многочисленных нарушений в работе заповедника.

Все прокуратуры, за исключением Брейтовской, грамотно и квалифицированно разобрались в сути вопроса, проведя предварительную проверку и отказав в возбуждении дел по этим заявлениям за отсутствием какого-либо состава преступления. А вот брейтовский прокурор В.П. Рогозин, не проводя никаких предварительных проверок, с лету, по одному лишь заявлению Евмененко возбудил на директора уголовное дело. Причем обвинение было выдвинуто совершенно смехотворное – Евмененко разрешили ловить рыбу на удочку в определенном для рыбной ловли месте, а он, оказывается, ловил ее там, где было запрещено, поэтому директор, превысил свои полномочия.

И все это в то время, когда заповедник отмечал свой 60-летний юбилей и директор был выше головы загружен проблемами организации и проведения юбилейной научной конференции, проходившей в Череповце, на базе Торово.

Прокуратура Ярославской области, проведя проверку деятельности брейтовских прокуроров, быстро разобралась в сути вопроса. Уголовное дело в отношении А.В. Кузнецова было прекращено за отсутствием состава преступления. Комплексная проверка Росприроднадзора, проверявшая деятельность заповедника, в том числе и по заявлениям В.В. Нестеренко, отметила неплохие результаты работы заповедника, а также то, что все факты, приведенные в жалобах В.В. Нестереко, не подтвердились.

Администрация Брейтовского района, попытавшаяся обжаловать решение районного суда по земле в областном суде, проиграла и там. 12 января 2006 года в Ярославле состоялось заседание кассационной коллегии областного суда, вынесшее окончательное решение в пользу заповедника. Таким образом, заповедник выиграл все суды по земле. На сегодняшний день, в соответствии с судебными решениями, на территории заповедника нет больше спорных земельных участков, вся земля отнесена к федеральной собственности. Служба судебных исполнителей обязала внести соответствующие изменения в Единый государственный земельный реестр. Теперь на территории заповедника нет и не может быть больше никаких земельных участков в частной собственности, а значит, не будет никаких частных баз и коттеджей. Производство по переработке рыбы в п. Михальково будет закрыто, как незаконное, о чем его владелец В.Н. Красиков предупрежден Ярославской областной прокуратурой.

Следует подчеркнуть, что, отстаивая территориальную целостность заповедника, мы боремся не за ведомственные или частные интересы. Поскольку заповедник – это федеральная особо охраняемая природная территория, то речь идет об государственных интересах, о сохранении национального достояния, о сохранении того, что принадлежит всему народу нашей страны. Местные жители, проживающие на территории заповедника, без сомнения имеют здесь свои интересы, но они не могут быть приоритетны по отношению к интересам национальным. Местным жителям придется жить здесь по правилам, установленным федеральным законодательством. Битва за заповедник на этом этапе закончена. Сделают ли выводы те, кто стоял за Красиковым, Нестеренко и Евмененко, покажет будущее.

Заместитель директора заповедника,
начальник отдела охраны С.В. Соловьев

Источник: Дарвинский заповедник