Алханай
Национальный парк

Алханай
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

СВЯТЫНЯ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА

Природно-культовый комплекс г. Алханай является результатом синкретического соединения религиозных традиций и представлений северного буддизма с автохтонными культами хоринских бурят. К числу последних относится историческая основа почитания г. Алханай как общеплеменного культа всех агинских родов. Это единственное место в России с исторически сложившейся системой природных культовых памятников буддийской религии. Алханайский природный культовый комплекс, расположенный на отрогах г. Алханай, отнесен к числу пяти священных вершин северного буддизма.

Немаловажное значение имеют и уникальные экологические и эстетические свойства природного окружения Алханая. Горные расщелины и пещеры, причудливой формы скалы и целебные источники — такие объекты пользуются традиционным почитанием у большинства народов планеты. Именно с этими местами связан самый популярный и многочисленный пантеон божеств и духов — «хозяев местности» в культовой доктрине северного буддизма.

В северном буддизме был принят способ систематизации и обобщения культов хоринских бурят в рамках единой системы культового комплекса «обо». В буквальном переводе «обо» — куча камней. Камень — заместитель умершего, вместилище души; камнями покрывают (окружают) место погребения, чтобы помешать духу покойника выйти за эту границу. Камень впитывает в себя сверхъестественную потенцию души и духов, удерживая их в себе. Камни бросают на обо, вверяя себя покровительству «хозяина местности». Очень значим такой элемент оформления обо, как центральный столб — «дерево жизни» (ветви и стволы молодых деревьев), служащий знаком счастья, блага, удачи.

Алханайское обо расположено на возвышенности при въезде в долину Аршана. Комплекс состоит из 53 каменных построек, среди которых различают «мунханы» (часовни) и «байпуры» (каменные сооружения для ритуальных костров). У юго-восточной стены главного мунхана размещен алтарь, на котором стоит каменная стела. На каждой плоскости стелы тибетским шрифтом выбита мантра «Ом мани падме хум» (Слава сидящему на Лотосе).

Главный обряд, связанный с этим обо, — молебствие, исполняемое ламами каждый год 13-го числа срединного летнего месяца по лунному календарю. В молебствии участвует светское население. Обряд одновременно производится и на трех остальных менее значимых обо Агинского АО (Пунцук, Хан-Ула и Будулан).

Молебствие призвано способствовать благополучию всех жителей Агинской степи посредством призывания духов и умиротворения их силой веры.

Долина Аршана. Аршанами называют целебные источники, вода которых считается священной. В местной гидронимии ручей имеет название Сухой Ужбогое. В сознании верующих Аршан отражается как символ чистоты и освящающей силы всего Алханая. Целебная сила его воды пользуется огромной славой и популярностью не только у бурят, но и среди русского населения по всему Забайкалью. Здесь оборудованы места для купания, молитвенный дом, а также территория, предназначенная для отдыха и временного жилья паломников.

Димчиг сумэ (храм Димчига). Это скальный останец, расположенный на склоне южного отрога горы Алханай. Культовое место связано с естественным гротом, расположенным в основании скалы. Димчиг считается главным хозяином г. Алханай. Именно с посещения Димчиг сумэ, где верующие совершают определенные обряды, начинается паломничество к Храму Ворота.

Храм Ворота — естественная арка на южном отроге г. Алханай, образованная процессом выветривания. В центре площадки под сводом арки находится субурган. В момент посещения этого религиозного ансамбля, посещение которого является обязательным элементом паломничества на г. Алханай, также выполняется ряд буддистских обрядов.

Вершина г. Алханай представляет собой площадку, образованную естественным скоплением щебня и мелких скальных обломков, имеющую форму почти правильного круга. На площадке расположено обо. Визит к вершине, несмотря на относительную трудность, считается весьма важным актом паломничества.

Щель грешников — естественное нагромождение осколков скалы, образующее узкий сквозной проход. Плита, составляющая верхний свод, расположена таким образом, что создается впечатление крайней непрочности. Предание, связанное с этим местом, гласит, что когда великий грешник пройдет через этот лаз — камень обрушится на его голову. Если кто-то боится или не может пролезть — значит Алханай не принимает его. Вот такое своеобразное чистилище...

Эхын Умай (Чрево Матери) — естественный грот в основании скального обнажения горы. Эта пещера обладает, по представлениям верующих, магическим воздействием на детородные функции женщин.

Маанин шулуун — буддистский культовый знак. Такие знаки устанавливаются у дорог и являются местами поклонения духам «хозяев» местности, от расположения которых зависит благополучие путешественников.

Эти и многие другие святые места Алханайского комплекса являются местами массового паломничества верующих.

Легенды и предания монголоязычных и других племен говорят о том, что они издревле ощущали себя не только частью природы, но и самой Живой Природой, созданной Небом и Землей. Они обожествляли Алханай и Байкал, считая их прародителями, сохранившими и давшими начало всем родовым племенам бурят-монголов. Человек должен был относиться к Живой Природе как к величайшей святыне. Потому на территории проживания этнических групп были и есть святые места, природные храмы для поклонений и молебствий.

Природно-культовый комплекс Алханай наряду со святыней Баргузинской долины и о. Ольхон является общебурятской святыней. Согласно ритуалу поклонения хозяину Ольхона, через просвет Храма Ворота на Алханае подношение отправляется прямо на Байкал, к хозяину Ольхона.

С начала XIX века на Алханае предавались затворничеству и медитации ламы Агинского дацана. Буддисты считают, что места медитации оказывают благоприятное влияние на гармонию взаимоотношений человека и природы. Буддийская практика покоится на любви и уважении ко всему окружающему нас миру. Философия буддизма рассматривает весь мир и человека как одно единое целое, утверждает, что все в природе взаимообусловлено и взаимосвязано, и представляет собой серьезную основу экологического мышления и деятельности.

В национальном парке «Алханай» аура духовности окружает многие объекты горной природы. Элементы ландшафтов территории, имеющих особое культурное и духовное значение, обычно формируются в ходе длительного взаимодействия человека и природы. Любое их изменение может привести и к изменению «духа местности». Для управления территориями, подобными «Алханаю», нужны знания не только о природной среде, но и о культурных и духовных аспектах территории. К тому же паломничество (в год Алханайский природно-культовый комплекс посещают до 25—30 тыс. верующих) несет в себе опасность избыточной нагрузки на археологические объекты.

Подчеркивая особое отношение официальной буддийской церкви к этой вершине, глава буддийского духовенства Его святейшество Далай-лама XIV Дан-Занж Жамсо в 1991 году специально посетил культовые места Алханая. Кстати, этот Далай-лама в 1989 г. стал первым нобелевским лауреатом, отмеченным за заботу о глобальном сохранении окружающей среды!

В нравственно-воспитательном аспекте Алханай — это место, где из поколения в поколение проводится эколого-просветительская деятельность в народных массах, где передаются все заповеди поведения и отношения к Живой Природе. В связи с организацией национального парка эта функция будет расширяться и углубляться.

© Заповедные острова: Книга о заповедниках, национальных парках
и не только... под ред. В.В. Дежкина. - Смоленск: Маджента, 2005 г. С. 20-24

Ваш e-mail:
Введите 3 цифры: Введите 3 цифры с картинки в поле

Комментарий, вопрос,
сообщение об ошибке:

 
заповедники | национальные парки | федеральные заказники | биосферные ООПТ
о проекте | обратная связь

Подписка на новости:

Главная
Новости
Публикации
Новости сайта
Новости
Ссылки
Ф.Р. Штильмарк
Итоги конференций
Охраняемые территории
Проекты
Вакансии
Фонд Штильмарка
ГИС
Законы и документы
Организации
Федеральные
Водно-болотные угодья
Заповедники
Национальные парки
Заказники
Биосферные резерваты
Оценка репрез-ти_Дубинин
Смирнов_ООПТ Чукотки
Издание трудов Штильмарка
Библиотека 'Люди и заповедники'
О проекте
ООПТ
Премия имени Штильмарка
Чтения памяти Штильмарка
Штильмарк_абс-зап
Штильмарк_о проблемах
Штильмарк_таинство заповедания
Штильмарк_Принципы заповедности
Астафьев - Штильмарку, 2001
Никольский - Репрезентативность
Белоновская_горные ООПТ
\"Заповідна справа в Україні\"
Штильмарк_Драма или фарс
Штильмарк_Эволюция представлений
Борейко о Штильмарке, 2001
Штильмарк_Кондо-Сосв_зап.
Гусев_История баргузинского зап.
Shtilmark_history
Желтухин - Центрально-Лесной
Конференции
Богдо зонирование Трегубов 2007
Григорян_Севилья_2000
Биосферные заповедники_Соколов, 1988
часть 1
часть 2
Книжная полка
Морские ООПТ
Степные ООПТ
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка
Фото докладчиков
Чтения
Награждение лауреатов
Конференция
ШТИЛЬМАРКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, Москва, 19-20 апреля, 2018 г.
О природе и людях
Живой покров земли
Заповедная мерзлота
Герасимов Н.Н.
Кочнев А.А.
Урбанавичене И.Н.
Джамирзоев Г.С., Трепет С.А., Букреев С.А.