Роль Олёкминского заповедника в сохранении экосистем Южной Якутии определяется его расположением. Заповедная территория является как бы связующим звеном между горами Южной Сибири и среднетаежными сибирскими лесами. На пересечении двух физико-географических стран сформировался своеобразный, практически не затронутый человеческой деятельностью мир. Располагаясь в непосредственной близости от БАМа и Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, он стал убежищем охотничьих промысловых животных, хранилищем генофонда животных и растений этого таежного региона. С годами возрастает роль заповедника как эталона состояния природной среды в регионе.
Истоки Амги и Туолбы, а также Олёкмо-Амгинское междуречье не испытали на себе сколько-нибудь значительного влияния хозяйственной деятельности. Отдельные нарушения почвенного покрова, связанные с приисковой и экспедиционной деятельностью, отмечаются в основном в верховьях Амги. Вездеходами и тракторами был поврежден верхний слой почвы – подстилка и моховой очес на болотах.
Территория заповедника до момента его организации, по сути дела, находилась в первозданном виде. Здесь не было зимних оленьих пастбищ, сенокосов и пастбищ для крупного рогатого скота. Все это и послужило основанием для передачи выбранной территории в государственный заповедный фонд.
В начале 1980-х годов эта территория эксплуатировалась по преимуществу лишь в качестве охотничьих угодий (добывалось примерно 80-100 соболей). Теперь заповедник служит резерватом основного объекта пушного промысла - соболя, эта его роль повышается в “неурожайные” на зверей годы. На соседней территории в периоды общего спада заготовок соболя охотники добывали преимущественно мигрирующих из заповедника особей.
Река Олёкма является основным в данном районе миграционным путем пернатой дичи и местом отдыха ее на весенних и осенних пролетах. Организация заповедника позволяет не только охранять водоплавающих птиц, но и вести постоянные наблюдения, учет и контроль за состоянием их численности. Эта река является надежной транспортной артерией, что позволяет в период навигации поддерживать с заповедником постоянную связь. Ее берега живописны и являются исключительно красивым памятником природы и истории.
Наибольший урон таежным экосистемам Олёкминского заповедника приносят лесные пожары. Сосновые леса за 100 лет подвергаются пожарам 4-5 раз. Засушливое лето в Южной Якутии случается раз в 7-8 лет. Древостой по-разному переносят это бедствие. Судьба их после пожара зависит от многих факторов: от интенсивности пожара, его вида, типа леса, состава и возраста древостоев. Восстановление травяно-кустарникового покрова, близкого к допожарному, идет 4-5 лет. Восстановление фитоценозов после интенсивных низовых пожаров продолжается многие годы. Многочисленные гари, большие и маленькие, различной давности – непременный элемент ландшафтов заповедника.
Средняя Олёкма известна своими историко-культурными памятниками. Участок реки, прилегающий к Олёкминскому заповеднику и взятый под охрану, особенно богат археологическими памятниками. На протяжении 133 км по берегам Олёкмы археологами выявлено 8 писаниц, 22 стоянки и одно погребение.
История заселения Олёкмы уходит в глубокое прошлое. В районе рек Малая Джикимда и Курунг найдены стоянки палеолитического человека – охотника на мамонтов. Эти стоянки Относятся ко времени начала заселения человеком Северо-восточной Азии, их возраст 7-11 тыс. лет. Свидетельства более поздних культур неолита, бронзового и раннего железного веков встречаются почти на каждом приустьевом мысу речек и крупных ручьев. Эти места были прочно и основательно обжиты человеком: из 22 стоянок 14 многослойные, на них прослеживается до 6-7 культурных слоев.
В 1973 г. В.И. Эртюковым на стоянке палеолитического человека против метеостанции Джикимда обнаружено погребение женщины. Найденные в нем предметы, орудия труда относятся к Белькачинской культуре и датируются 5-4-м тысячелетием до н. э. В некоторых местах на приречных скалах видны старые узоры и рисунки. Местное население давно знало о загадочных рисунках (писаницах), но первые сведения для научной общественности были получены лишь в конце XIX века от ссыльного Н.А. Виташевского (1906). Писаницы Олёкмы теснейшим образом связаны с обрядами эвенков. Более современные жертвенники эвенков расположены в районе древних писаниц. Их полное описание дано в книгах А.П. Окладникова и А.И. Мазина (1976), Н.Н. Кочмара (1994).
© Ю.Ф. Рожков, А.Д. Карпенко, П.В. Голяков, О.Ю. Рожкова. Олекминский заповедник. // Заповедники России. Заповедники Сибири. I, - М., Логата, 1999. с. 162-170.